Для чего нужны авторефрижераторы
Холодильно-отопительными установками оборудуют автотранспорт, предназначенный для перевозки как пищевых продуктов, так и промышленных товаров. Авторефрижераторы востребованы для транспортировки: Как устроен автомобильный рефрижератор и как он работает В конструкцию рефрижераторной установки входят: компрессор, конденсатор, терморегулирующий вентиль, испаритель, а также соединительные рубки, по которым прокачивается хладагент. Как работает рефрижератор на машине: Многие рефрижераторные установки обладают функцией разморозки, […]
Холодильно-отопительными установками оборудуют автотранспорт, предназначенный для перевозки как пищевых продуктов, так и промышленных товаров.
Авторефрижераторы востребованы для транспортировки:
- продуктов – свежих фруктов, овощей, мясных, рыбных и молочных продуктов, зелени;
- фармацевтической продукции – лекарственных препаратов, вакцин;
- эксклюзивных табачных изделий;
- ценных предметов изобразительного искусства, антиквариата, требующих соблюдения особых условий при перевозках на дальние расстояния;
- косметики и парфюмерии;
- продукции химической промышленности.
Как устроен автомобильный рефрижератор и как он работает
В конструкцию рефрижераторной установки входят: компрессор, конденсатор, терморегулирующий вентиль, испаритель, а также соединительные рубки, по которым прокачивается хладагент.
Как работает рефрижератор на машине:
- Через всасывающий клапан в компрессор поступает газообразный хладагент, где происходит его сжатие под давлением до 18 атм.
- Через выпускной клапан хладагент поступает в конденсатор. В этом блоке температура газа достигает порога, при котором он переходит в жидкое состояние. При этом выделяется значительное количество тепла, которое направляется во внешнюю среду.
- В ресивере жидкость очищается от нежелательных примесей. Ресивер также выступает в качестве накопительного резервуара для хладагента.
- В терморегулирующем вентиле осуществляется резкое снижение давления, в результате чего жидкость закипает и испаряется при температуре -35°C.
- В испарителе, куда хладагент попадает после терморегулирующего вентиля, продолжается процесс испарения. При этом происходит забор тепла от воздушной струи, направляемой из внутреннего пространства корпуса. Охлажденный воздух с помощью вентиляторов распространяется по внутреннему пространству фургона. Хладагент, перешедший в газообразное состояние, поступает к компрессору, и рефрижератор включается в новый цикл действия.
Многие рефрижераторные установки обладают функцией разморозки, которая позволяет снизить нагрузку на систему и обеспечить ее эффективную работу в любое время года.
Важную роль в обеспечении требуемой температуры внутри фургона выполняет теплоизоляция кузова, который может быть бескаркасным или каркасным. Бескаркасный корпус кузова изготавливают из многослойных сэндвич-панелей. Наружные слои – чаще всего металлические (стальные или из алюминиевых сплавов), промежуточный – из пенополиуретана или пенополистирола, легких, прочных и долговечных материалов с малой теплопроводностью. Каркасный термокузов считается менее экономичным и эффективным.
Какие бывают типы автомобильных рефрижераторов
Авторефрижераторы разделяют по нескольким признакам – типу ТС, виду силовой установки, температурному режиму, габаритам и грузоподъемности.
Классификация автомобильных рефрижераторов по типу транспортного средства
Холодильно-отопительные установки могут монтироваться на:
- Теплоизолированные морские контейнеры – многооборотную тару, предназначенную для интермодальных перевозок. Для их перевозки используются специальные полуприцепы-контейнеровозы. Они представляют собой безбортовые модули открытого типа, на которые устанавливаются и закрепляются контейнеры.
- Рефрижераторы-фургоны. Монтируются на шасси грузовых и легких коммерческих авто. Внешне они похожи на обычные фургоны, используемые для транспортировки продуктовых товаров. Отличие – присутствие холодильно-отопительной установки.
- Полуприцепы-рефрижераторы и прицепы-рефрижераторы. Эта крупногабаритная грузовая техника может быть рассчитана на транспортировку нескольких видов грузов, требующих разных температурных режимов. Это возможно благодаря разделению корпуса на отсеки с автономной регулировкой температуры.
Рефрижераторные полуприцепы могут быть рамными и безрамными. В первом случае транспортное средство оснащено прочной и надежной рамой, которая эффективно защищает груз от повреждений даже при перемещении по автодорогам с плохим покрытием. Безрамные ТС предназначены для эксплуатации только на трассах с качественным покрытием.
Виды рефрижераторов для грузовых автомобилей по типу силовой установки
Схема электропитания для холодильно-отопительной установки может быть организована по одной из схем:
- зависимое электропитание от ДВС самого автотранспортного средства;
- автономное питание от аккумуляторных батарей или собственного двигателя;
- питание от плит, которые замораживаются при подключении к электрической сети, заряда таких плит хватает для охлаждения корпуса в течение рабочей смены.
В современных установках в качестве дополнительного источника электроэнергии могут использоваться солнечные батареи.
Классификация авторефрижераторов по температурному режиму
Тип рефрижератора по классу температурного режима выбирают в зависимости от характеристик продукции, запланированной для транспортировки:
- А: обеспечивает возможность поддерживать температуру в интервале +12…0 °C;
- B: +12…-10 °C;
- C: +12…-20 °C;
- D: +2 °C и ниже;
- E: -10 °C и ниже;
- F: -20 °C и ниже.
Мультитемпературные ХОУ обеспечивают возможность создавать температурные режимы, относящиеся к разным классам, в разных отсеках одного корпуса. Разделение на отсеки осуществляется с помощью стационарных или подъемно-сдвижных перегородок.
Виды авторефрижераторов по габаритам и грузоподъемности
Обычно корпуса авторефрижераторов классифицируют по длине. Чаще всего выпускают стандартные варианты длиной 20, 40 и 45 футов. По грузоподъемности рефконтейнеры разделяют на следующие типы:
- низкая – 1-3 т, такие ТС подходят для грузоперевозок небольших партий в пределах городской черты;
- средняя – 3-5 т, востребованы при междугородных и межрегиональных доставках грузов;
- высокая – выше 5 т, применяются при международных транспортировках.
Особенности выбора подходящего автомобильного рефрижератора
При выборе авторефрижератора учитывают множество факторов, которые могут оказать влияние как на сохранение потребительских качеств грузов, так и на экономичность перевозок. Основные:
- Тип привода для ХОУ. Наиболее экономичными с точки зрения расхода топлива являются автономные установки, работающие на аккумуляторных батареях или собственном двигателе. Но их устанавливают только на термоизолированные корпуса объемом от 30 м3. Автономные приводы необходимы при совершении дальних перевозок с длительными стоянками.
- Класс температурного режима. Если планируется перевозить товары, требующие разных температурных условий, рационально приобрести мультитемпературный рефрижератор.
- Грузоподъемность – выбирают в зависимости от запланированных объемов и характеристик грузов.
- Тип оттаивания – электромеханический или автоматический с помощью микропроцессорного контроллера.
- Устройство авторефрижератора. Конструктивное исполнение может быть моноблочным (конденсатор и испаритель располагаются в одном блоке) или раздельным.
- Способы монтажа. Все рабочие узлы рефрижераторной установки могут монтироваться в кузове, испаритель в кузове, конденсатор – снаружи. Узлы ХОУ могут располагаться на крыше или передней стенке над водительской кабиной.
- 8.1.2024
- 296